Зачнем помолясь… Сказать по правде в свое время я был большим
поклонником талантов Летучего финна. И если, допустим, Хуан Пабло
Монтойя – самый эксцентричный гонщик в современной истории F-1, Жак
Вильнев – самый экстремальный, Михаэль Шумахер – самый титулованный,
Себастьян Феттель – самый перспективный, Кими Райкконнен – самый
молчаливый (когда трезвый), Льюис Хэмильтон – самый загорелый, Фернандо
Алонсо – самый говнистый, Нараин Картикиян – самый танцующий, а Айртон
Сенна – ваще ипостась Его (особенно в дождь), то Мика Хаккинен – самый
техничный гонщик из всех, что я видел.
Вот он - наш герой Практически каждый его маневр – от выезда с пит-лейна до победного
улыбки на подиуме – технически выверен во всех четырех измерениях. И
объясняется это скорее всего длительным пребыванием в мире картинга.
Именно в картинге самые узкие трассы, маленькие машинки и такие же узкие
дорожки… машинки (с возрастом гонщиков) крупнеют, а трасса остается
такой же узкой… на ней гоняются и 8-летние и 15-летние. Потом Мика
сильно недоумевал : зачем в «Формуле-3» такие широкие заезды в поворот?
Но это потом. А сначала будучи пятилетним пацаном, уроженцем пригорода
Хельсинки, Мика попал в гоночный аттракцион в приезжем «Луна-парке»,
что-то типа нашего «Картодрома», что летом выставляют на Бульваре
Строителей. И хотя свой первый первый в жизни круг Мика не закончил -
попал в завал старых покрышек, едва не травмировавшись – восторгам
мальчика не было предела! Нее, небеса не разверзлись и указующий перст
не ткнул в машинку, намекая на судьбу мальчишки, но дальше жизненный
путь сыну небогатой четы Хаккиненов был предначертан. В отличие от своих
мажористых предшественников (все чемпионы до него были детьми
достаточно успешных родителей), Мике не сильно повезло с черепами… но
зато повезло с наставником. Но это тоже чуть позже… а пока надо было
искать деньги для покупки карта, ибо у пацана появилась четко очерченная
мечта. Вот кто бы, например, из немцев или англичан на слова сына «надо
денег на карт» выгнал бы своего «мерина» из гаража и поехал бы
таксовать? Да никогда! Но Харри Хаккинен не чурался после основной
работы на радио выгонять из гаража свою старенькую «Вольву» и всю ночь
бомбить по столичным улицам. Бабки есть бабки. В смысле – дети))) И в
результате через год Мика Хаккинен, шести лет отроду, стартовал в
чемпионате Финляндии по картингу…
Будущий Первонах! И гонялся Мика по узким дорожкам следующие 12 лет. 5 раз стал чемпионом,
ещё трижды был вице-чемпионом. В какой-то момент талант молчаливого
синеглазого светловолосого паренька разглядел сам Кеке Росберг (чемпион
F-1 1982 года). Тогда Росберг был ещё бездетным и всю свою энергию
тратил на юного Мику.
На подиуме Мика Сало и Мика Хаккинен. К сожалению в "F-1" им на нем вместе постоять ни разу не удалось. Хотя оба бывали там.. и не раз
Вообще, жизнь Хаккинена состоит из нескольких поворотных событий.
Первый – это безусловно встреча и знакомство с Кеке Росбергом. После
того как Чемпион стал наставником, менеджером, инженером и т.д. иной
дороги как в Первонахи у Мики не было. Даже не смотря на то, что все его
18-летние сверстники уже гонялись в серьезных сериях, а Мика все ещё
наматывал круги на узеньких тропинках картинга, путь в «Ф-1»
просвечивался явственно.
Второй – «Мальборо Челендж».
Концерн "Marlboro" без раздумий подписал молодого финна Гонка в Доннингтон-парке (где обычно снимают машинки для «Top Gear»).
Этакий кастинг молодых перспективных под патронажем «Макларена». Удачно
выступив можно было подписать хорошего спонсора. Собралась тогда очень
приличная компания… И на трассе и в жюри. Мика провел гонку как надо и
Рон Денис (глава «Маков»)устроил парня сразу в две европейские серии.
Само собой Мика их обе выиграл… хотя и там конкуренты у него были
недайбох (Эдди Ирвайн, Лехто, Марк Бланделл, Джанни Морбиделли, Мартин
Доннелли, Роланд Ратценбергер). Перед Макао он выиграл британскую,
итальянскую, немецкую Формулы-3, Формулу-Форд, Опель-Лотус Евросерию,
Ваксхол-Лотус Челендж, не считая местечковых кольцевых чемпионатов
Финляндии и Швеции. И это всё за 4 года – между картингом и Ф-1.
Третий – гонка в Макао.
Новое лицо "Лотуса" Самая престижная «молодежная» гонка в «Формуле-3». Перец гонки в том,
что моторы были у всех одинаковые и собирались только молодые
многообещающие пилоты. Аналогичный Доннингтону кастинг… только уровнем
выше. «ГП Макао» проводился в две гонки, время каждой суммировалось и
побеждал тот, у кого оно меньше. Первую Мика выиграл у Шумахера с
отрывом в 2.6 секунды. Т.е. во второй надо было только не отпустить Мишу
на большее время, побеждать не обязательно… и вроде бы все к этому шло –
Шуми лидировал, Мика на полсекунды позади.. но в какой-то момент финн
пошел на обгон… ну ехай и ехай себе так до финиша… но – нет! Надо не
просто выиграть ГП – надо выиграть обе гонки! Ну как и полагается по
законам жанра состоялся контакт, Мика вылетел с трассы и благополучно
заглох, а Хер спокойно закончил гонку победителем… Кеке рвал на себе
волосы… но в те времена радиосвязи с пилотом ещё не было. В паддоке
горе-обгонщика ждали с битой, палкой, цепью, леской и просто дрыном.
Предчуствуя песдюли Мика не торопился в боксы. Не было его больше двух
часов (до сих пор никто не знает где он был все это время) и пока его
ждали пришла телеграмма – она и спасла финну жизнь – с приглашением
Хаккинена в пилоты «Лотуса». Так Мика оказался в королевском классе. К
сожалению через 2 года «Лотус» обанкротился и прекратил существование,
но для начала 22-летнему парню тридцати «взрослых» гонок было
достаточно. Больше того! В дебютном же сезоне, уже в третьей гонке на
мертвой-премертвой инвалидке Мика заработал свои первые очки, приехав в
Имоле пятым.
За это время выяснилось, что у Мики есть несколько
больших минусов. Молчаливость, полное отсутствие инженерных знаний и
нелюбовь к тестам. В свое время, когда Кеке Росберг устраивал (продавал)
юношу в различные команды и серии, гонщика часто приглашали на
собеседования. В итоге все заканчивалось примерно таким диалогом
(Росберг-покупатель) : «Ну как вам мой парнишка? – Да какой-то он
молчаливый – Зато быстро ездит!» …возразить было нечем)) А тесты Мика
просто не понимал. Зачем наматывать тыщщи километров? Он был уверен в
себе и полагал, что инженеры должны готовить технику, а он – гоняться.
Типичная картина в боксах «Макларена» (в день тренировок) : Мика после
60-70 кругов вылезает из болида, его окружает команда : «Отвечают ли
настройки машины твоим требованиям или что-то изменить?» Мика (уходя)
пожимает плечами «Да никаких проблем, все нормально». Со временем все
уже просекли, что понять, что происходит с болидом, с помощью Мики было
делом бесполезным…
После развала «Лотуса» Рон Денис все-таки приглашает молодого финна в
«Макларен». Тогда зависало кресло пилота в «Вильямсе», но как мы помним
его занял Дэймон Хилл, чей ДР мы отмечали совсем недавно. Мика пришел
запасным третьим номером, пилотировали тогда Сенна и Андретти, на случай
внезапного выебона Великого Бразильца (он тогда подписывал отдельный
контракт на каждую гонку). Но Волшебник гонял в полную силу и Мика стал
тест-пилотом (это при его ненависти к тестам)))) Однако Андретти
показывал такие ужасный результаты, что не дожидаясь окончания сезона,
за три гонки до финиша американца пнули под зад на родину. Так Мика стал
полноценным пилотом «МакЛарена». В паре с Сенной.
С таким напарником мне сам чорт не брат! И 25 сентября 1993 года провел свою самую знаменитую квалификацию - на
трассе в Эшториле он обыграл самого Айртона Сенну. Правда, в гонке все
встало на свои места : Айртон не любил проигрывать квалификации и, как
правило, безжалостно наказывал тех своих партнеров, кто осмеливался быть
быстрее. И в гонке преподал финну урок вождения, легко обманув его и
уехав вперед. Позже финн откровенно сказал, что тогда понял : быть
быстрее Сенны на каком-то круге он еще может, но гоняться против него -
нет... «Это был великий опыт. Сенна был уже трехкратным чемпионом, а я
никогда не выигрывал "Гран-при" и никогда не был на подиуме. Айртон
открыл мне глаза. Я сказал себе: «Боже! Мне предстоит долгий путь». В последней гонке того сезона Мика, приехав третьим в Японии, впервые поднялся на подиум.
Первый подиум... это как первая дорожка кокаина)))
Третий поворотный момент в жизни – Австралия. Есть такая страна
внизу глобуса, где проводится этап одноименного Гран-При. Отличительной
особенностью австралийской трассы являются бетонные заборы. Они идут
прямо вдоль трассы. Т.е. если где-то есть зоны гравия или песка, то
здесь ты либо на трассе, либо в бетоне. И осенью 1995 года на одной из
тренировок Мика ехал по участку под названием «Раундэбаут», довольно
неприятному месту трассы, где бетонные барьеры наступают со всех сторон и
психологически как бы засасывают тебя. Прямая эта переходит в довольно
крутой правый поворот. Хаккинен уже готовился к сильнейшему торможению,
но внезапно машина, потеряв баланс, вышла из-под контроля : правое
переднее колесо оторвалось от земли, а заднее левое попало на поребрик.
«Макларен» был уже на самом апексе поворота, рефлекторно Мика вывернул
руль, но все было уже бесполезно - болид подскочил в воздух и на
скорости 230 км/ч полетел в отбойник. Трижды ударившись о забор машина
замерла. Пиздарики. Годом ранее в похожей ситуации в Имоле мир потерял
Айртона Сенну… и снова небеса не разверзлись и указующий перст не
вдохнул жизнь в тело пилота… всё гораздо банальней. Буквально в
нескольких метрах дежурила машина неотложки с главным врачом
соревнований на борту. Маршалы тоже не растерялись…
"Спасение рядового Хаккинена" Операцию «Спасение рядового Хаккинена» можно вносить в учебники. Мика
избежал необратимых последствий травмы лишь благодаря удивительно
слаженной работе врачей и маршалов. Из-за сильнейшего удара о руль
фактически было прервано снабжение мозга кислородом - Мика не мог
дышать, а рот был крепко сжат. В таком состоянии человек может
находиться всего 2-3 минуты, и медикам пришлось делать ему трахеотомию.
Представляете? Операцию прямо на трассе! Через 15 минут Мику погрузили в
реанимобиль и увезли в Королевский госпиталь Аделаиды. На следующее
утро он пришел в сознание. Первым вопросом был : «смогу ли я ходить?»
вопрос резонный, ибо Мика не чувствовал тела. Дежурившие у кровати Рон
Денис, его супруга, Дидье Коттон (старый корефан, зять Росберга) и
будущая жена – Эрья развели руками. Врачи тоже развели руками – всё
зависит от Хаккинена самого. Через месяц медики на основании анализов
начали осторожно допускать полное восстановление организма. Но тогда ещё
никто не знал, что Мика будет не только ходить и говорить, но и гоняЦо…
Через полгода он вернулся в боксы. Перед тем как сесть в болид
Мика на несколько секунд остановился перед ним. Буря чувств пронеслась в
голове : страх, боязнь, волнение, бросило в пот. И тут он увидел как в
паддоке тоже все остановились и молча наблюдают за картиной… Это было
так не обычно для "Формулы"... ну в смысле - полная тишина... было
слышно шелест листьев... однако сев за руль и застегнув ремни всё
куда-то улетучилось – он снова в гонках. Он снова в теме. Тем не менее
после той аварии почти два года у Мики дергался и косил левый глаз.
В 2001 он снова разбил болид в Австралии. К счастью скорость была
невелика. К тому времени болиды стали в разы безопасней, а кокпиты
крепче. Настолько крепкие, что спасли ему ноги. Тем не менее две недели в
гипсе… Эта авария заставила задумаЦо. В жизни уже появились иные
приоритеты – семья, дети… По окончании сезона Мика объявил о завершении
карьеры. Но не тут-то было. Оставшись без любимого дела Мика
ударился во все тяжкие. Всё, чего он был лишен предыдущие годы – всё
стало доступным. И он восполнял «утраченное» с остервенением. Алкоголь,
неправильный режим и бабы довели бедолагу за 2 года до цугундера.
Клиника… лечение… в отсутствии мужества Хаккинена не упрекнешь и он
взялся за себя – скинул лишние килограммы, возобновил тренировки и начал
ходить вокруг Рона Дениса. Человек рожденный гонять без гонок умирает.
Мика не мог не гоняться. В 2004-м, когда и Рон Денис и старик Вильямс
отказали в камбэке, Мика пошел в ДТМ (очень популярная немецкая кузовная
серия).
Симпотная тачанка... но не для России... Вобщем-то рекламный ход очень умный (в смысле для ДТМ). Но за три года
он выиграл всего три гонки, разосрался с командой, снова запил, набрал
вес, сжог поместье во Франции, и в довершение бросил семью ради какой-то
модельки (которая родила ему дочь в 2010-м)… короче снова пошел в
разнос. Однако истину о рожденном гоняЦо придумал не я… и не
Хаккинен. Он только подтверждает этот тезис. Как, кстати, и Шумахер,
который тоже не долго просидел без гонок… В прошлом году Мика тестировал
в Каталонии новую машину… Понятно, что в 44 года в Большие Гонки не
возвращаются, но я не удивлюсь, если его имя в какой-нибудь серии (типа
WRC) ещё всплывет… Да даже если и не всплывет - Мужчина жизнь прожил не зря!
|